
Wlastimil Hofman, Poezja i natura
Не могу сказать, что меня восхищает техника этого художника. Здесь, разумеется, решающим было что, а не как.Не могу сказать, что меня восхищает техника этого художника. Здесь, разумеется, решающим было что, а не как.

Wiosna, 1918

Apoteoza Sztuki, 1920 (Апофеоз искусства, я мало-мало выучила польский, пока читала о Гофмане))


Satyr





"Исповедь" 1907 года, которая прославила Гофмана. Он нарисовал несколько вариантов этой картины:


Посвисты, 1917
И, конечно, его волхвы.

Pamiętajcie w zimie o ptakach, 1956
Биографическая справка
Властимил Гофман родился 27 апреля 1881 года в городе (деревне?) Karlinie недалеко от Праги. Он был младшим из шести детей Фердинанда и Теофилы Хофман. Его отец был чехом, мать – полячкой. Чешско-польское происхождение повлияло на всю его взрослую жизнь. В 1889 году его семья переехала в Краков.
С 1896 года Властимил начал учиться живописи в краковской Школе изящных искусств (которая через четыре года станет уже Академией изящных искусств) под руководством Яцека Мальчевского и Яна Станиславского. В течение двух лет (1899 - 1901) учился во Франции под руководством Жана Леона Жерома, затем продолжил обучение в Кракове. Свои картины начал выставлять после возвращения в Краков с 1902 года, довольно быстро завоевав популярность. Написанная в 1905 году "Исповедь" принесла ему известность, и вскоре Хофман начал выставлять свои картины в крупных галереях Европы (Амстердам, Рим, Вена и Берлин). Также регулярно выставлял свои работы на выставках Общества любителей изящных искусств.
Был связан с польской и чешской художественной средой. Принадлежал к Обществу польских художников «Искусство» и чешской группе "Манес" (с 1904 года). В 1905 году он стал одним из основателей в Кракове "Группы пяти", участники которого наследовали традиции общества «Искусство». Своим «патроном» они выбрали выдающегося польского поэта-романтика, художника и рисовальщика Киприана Камила Норвида. Хофман участвовал во всех групповых выставках до Первой мировой войны (в основном в Вене и Берлине). В 1907 году стал первым польским художником – членом Галереи Венского сецессиона (Венский сецессион – художественное объединение, а что за галерея, я так и не поняла пока).
Когда его учитель, Яцек Мальчевский, стал ректором Академии изящных искусств, Хофман тоже занял там преподавательскую должность (с 1912 года). Однако с началом Первой Мировой войны художник был вынужден покинуть Польшу и поселиться в Праге (1914-1917), а затем в Париже (1919 -1920). После окончания войны он вернулся в Польшу и поселился в Кракове, совершая время от времени учебные поездки в Вену, Прагу, Париж и Италию.
Под влиянием дружбы с Яцеком Мальчевским Хофман проникся националистическими идеями и даже изменил написание своего имени на польский лад: Wlastimil вместо Vlastimil. Это произошло примерно в 1922 году, с этого момента художник использовал только это имя, им он подписывал свои картины и письма, и оно написано на его могиле.
Решающее влияние на формирование творчества Хофмана оказал Яцек Мальчевский. Художник считается последователем традиций символико-аллегорической живописи, заложенных Мальчевским.
В межвоенный период художник воспринимал художественное творчество как "служение Богу". В его творчестве христианская тематика соседствует с образами античной мифологии.
Хофман не избегает и исторической и патриотической тем, темы войны. Пишет много автопортретов (здесь можно провести параллель с Мальчевским). Много изображений детей.
После 1918 года художник по-прежнему придерживается традиционалистских позиций. В 1923 году присоединился к группе «Родное искусство» с консервативной художественной программой. Творческий пик приходится на период, непосредственно предшествующий Второй Мировой войне. Хофман становится типичным представителем polskiej secesji и неоромантизма. (Тут моих знаний не хватает, чтобы правильно это перевести: польского сецессиона? Польского стиля модерн? Но какой же это типичный модерн, особенно в тридцатые годы…)
Начало войны обрекает его на долгое изгнание, в основном из-за сокрытия чешских беженцев (в их числе будущий президент Людвик Свобода). Кроме того, жена Хофмана, Ада, была еврейкой. Спасаясь от нацистов, они оказались на территориях, оккупированных после 17 сентября 1939 года Советским Союзом. И тот текст, который я сейчас перевожу, и англоязычная Википедия говорят, что ему «удалось избежать советского плена», но почему он должен был оказаться в плену, не будучи военным, я не поняла.
Был свидетелем отправки польских солдат в советские лагеря, рисовал на картонках бесчисленные их портреты, чтобы потом передать их семьям.
Примкнул к Чешскому легиону, с которым через Тернополь и Стамбул, добрался до Хайфы и Тель-Авива, где провел остаток войны.
В 1946 году художник вернулся на родину, в Краков. Однако уже через год, по настоянию своего друга Jana Sztaudyngera поселился в городе Шклярска-Поремба в Судетских горах . Это решение могло быть вызвано разочарованием после волны критики, которая упала на художника после его первой послевоенной выставки.
Гофман быстро стал лидером в среде молодых художников, вдохновляя их своим энтузиазмом и способностью радоваться жизни. Он зарабатывал на жизнь, рисуя портреты туристов и жителей, почти каждый коттедж в городе может похвастаться картиной работы Хофмана.
Среди лучших работ в период пребывания в городе Шклярска являются изображения четырех евангелистов, написанные в 1953 году для церкви в Шклярска Поремба и триптих "Поклонение волхвов" 1957 года, также написанный для церкви.
Хофман умер бездетным 6 марта 1970 года, ровно через два года после смерти своей жены. Он страдал от болезни легких, которая стала непосредственной причиной его смерти. Похоронен в Шклярска Поремба, где провел последние 23 года своей жизни. Надгробие выполнено в виде миниатюрного храма с копией его знаменитой картины "Исповедь".
Источники: en.wikipedia.org/wiki/Wlastimil_Hofman
historiawisly.pl/wiki/index.php?title=Vlastimil...
@темы: живопись и графика, Афанасий, фавнятки, хтоничность и яхонтовость, Wlastimil Hofman