
"Если он появится сейчас перед моим домом, я убью его самым извращенным и демоническим способом", - говорил режиссер Жак Турнёр о продюсере фильма Х.Е. Честере.
Камнем раздора послужил вот этот плюшевый милаха на картинке вверху. Режиссер, сценарист, исполнитель главной роли Дэна Эндрюс - все настаивали на том, что демон не должен появляться в фильме собственной персоной. Всем была очевидна эта заповедь любой хорошей истории ужасов: некоторые вещи должны оставаться неназванными и неописанными. Всем, кроме Х.Е. Честера, которому просто необходима была мохнатая кракозябра на постере для привлечения внимания зрителей.
Окей, я рада, что мы с этим разобрались и очистили доброе имя Турнёра.
***
Кино начинается со смерти профессора Харрингтона. Со стороны может показаться, что он врезался на машине в столб высоковольтной линии передач (что скучно), но на самом деле его убил демон из ада (а вот это уже интересней). Некоторое время спустя в Англию для встречи с Харрингтоном прибывает доктор Джон Холден. Однако вместе побалакать у камина о том, что сверхъестественного нет на свете, а все, кто утверждает обратное, - либо глупцы, либо шарлатаны, им уже не удается. Вместо этого Холден влюбляется в очаровательную племянницу Харрингтона, Джоанну, а также знакомиться с Джулианом Карсвеллом, главой дьявольского культа и просто приятным джентльменом. Холден собирается разоблачить темные делишки Карсвелла и объяснить все творимые им чудеса со строго научных позиций. Карсвелл в ответ любезно сообщает Холдену, что ему отпущено 2 недели, после чего он либо умрет, либо все-таки откажется от своей нелепой затеи. Холден со смехом отмахивается от этих угроз, однако последующие события мало-помалу расшатывают его уверенность.
Это прелестный фильм. Каждый персонаж в нем продуман и имеет свою своеобразную физиономию. Как и каждая сцена. Вот Холден и Джоанна посещают полицейский участок с заявлением, что Карсвелл наслал на доктора демона из ада. Эта сцена еще "выстрелит" в конце, потому что полицейские сделали самый правильный вывод в этой ситуации и приставили к Карсвеллу охрану.
Вот наша парочка посещает спиритический сеанс, на котором, чтобы ввести медиума мистера Мика в транс, нужно всем вместе исполнить старинную песенку "Cherry Ripe". Это одна из самых забавных, хотя и жутковатых, сцен фильма)

Вот Холден боится собственной тени, и это уже не смешно.

А вот посещение хутора и знакомство горожанина Холдена с его патриархальными обитателями. Многого он от них не добьется...


Но живое, трепещущее сердце фильма - это, разумеется, Джулиан Карсвелл. Совсем обычный, ничуть не страшный, с этой манерой складывать пухленькие ручки на животике, он и впрямь напоминает Санта Клауса в штатском)) А еще он живет с мамой)))))))))




Карсвелл не лишен чувства юмора, а это всегда приятно в злодеях)) Например, первый визит Холдена в его дом он приурочивает к хэлловинской вечеринке, на которой показывает фокусы местным детишкам. Вы хотите видеть меня клоуном, фокусником, ярмарочным шарлатаном? Пожалуйста))

Комментарий из Интернета: "Ok Dana Andrews…you might not be afraid of demons…But are you afraid of clowns?!"

Всё это уютное, милое, забавное и пугающее действо близится к финалу, и мы постепенно понимаем, что бедняга Карсвелл обречен. Финальная сцена между Карсвеллом и Холденом, когда Холден пытается незаметно передать Карсвеллу бумажку с заклятием (да, это фильм про бумажку с заклятием), - прекрасна. Хотя Карсвелла, конечно, жалко.
Осталось сказать, что фильм поставлен максимально близко к рассказу М.Р. Джеймса "Вредоносные руны", где никакой демон тоже не появлялся, только проскочила между страниц "странная прыгающая фигура в белом", и сними Турнёр так, как написал Джеймс, черта с два я стала бы смотреть этот фильм в одиночестве. Нет, уж лучше вот это милое чудище.
Спустя 5 лет после "Ночи демона" выйдет "Ночь орла" (он же "Гори, ведьма, гори"), до странности на нее похожая, хотя и снятая по роману другого автора. Между этими двумя фильмами я решительно выбираю "Ночь демона" за обаятельных персонажей, юмор и отличную режиссуру.