Вот так видишь картину, замечаешь ее сходство с другой картиной, мысленно заносишь в мысленный картотечный ящичек "Twins", а потом что-то в этой картине привлекает твое внимание - и все, день убит на поиски в Интернете))) Вчера все началось с вопроса, почему у человека на картине двое очков.
Rembrandt Peale, Rubens Peale With a Geranium (1801)
читать дальшеЗдесь изображен американский художник и музейный основатель (ну как это по-русски))) Рубенс Пил (1784 – 1865). Его отец - Чарльз Уилсон Пил, выдающийся художник, ученый, коллекционер и вообще человек эпохи Возрождения, давал своим детям имена своих любимых художников и ученых, поэтому у Рубенса такое необычное имя. Трое из его братьев - Рафаэль, Рембрандт и Тициан - стали (помимо прочего) художниками; Рубенс же из-за своего плохого зрения такого будущего перед собой не видел.
Rembrandt Peale, Rubens Peale (1807)
С 1810 по 1821 годы он был директором отцовского музея естественной истории в Филадельфии; затем вместе с братом Рембрандтом - музея Пилов в Балтиморе. В 1825 году он открыл свой собственный музей естественной истории в Нью-Йорке, переименовав его 1840 году в New York Museum of Natural History & Science. Однако к этому времени дела музея уже шли плохо, и в 1843 коллекция была продана. Когда ему больше не нужно стало заниматься делами музея, он стал больше времени посвящать таксидермии, а затем начал учиться живописи, сначала натюрморту, а затем стал писать пейзажи. В последние 10 лет жизни он создал около 130 картин. Одна из его дочерей, Мери Джейн Пил, была профессиональной художницей и училась в том числе у своего дяди, Рембрандта Пила. Когда ее семидесятилетний отец обратился к живописи, он занимался у известных художников, а дома его учила она. Многие картины были написаны ими вместе.
Rubens Peale, Apple and Two Pears on a Pewter Plate (1861)
Rubens Peale, Magpie Eating Cake (1865)
На портрете 1801 года ему 27 лет. Цветок рядом с ним - это первая герань, выращенная из семечка на американской земле, и вырастил ее Рубенс. И отец, и многие другие члены этого семейства были заядлыми натуралистами. Это объясняет, почему Рубенс позировал для портрета со своей геранью, а Рембрандт - изобразил ее с такой же тщательностью и занимающей ровно столько же места на полотне, сколько и позирующий с ней человек. Поэтому эту картину иногда называют двойным портретом - человека и растения. "Rubens Peale with a Geranium has repeatedly been viewed as an embodiment of an ideal in American art that favors candor over pretension, clarity over complexity, and the natural over the conventional".
Другая особенность портрета - необычное направление взгляда. Мужчин нечасто изображали с опущенными вниз глазами. Интересно, что на другом портрете, написанном его братом, глаз Рубенса вовсе не видно за очками.
Очки сами по себе - отдельный предмет для разговора. В эпоху, когда создавался портрет, изображать людей в очках еще не было особенно принято. Ну, все равно что рисовать парадный портрет человека вместе со слуховой трубкой)) Конечно, прецеденты уже были. Так, у государственных деятелей Патрика Генри и Аарона Бёрра были портреты с очками, правда, поднятыми на лоб (и это были по одному портрету среди многих и многих других их изображений):
Бёрра картину не нашла, только гравюру))
Но чтобы очков было и вовсе две пары! Есть целая статья, в которой освещаются все теории, которые выдвинули искусствоведы, историки и офтальмологи на этот счет: "Rubens Peale's spectacles: an optical illusion?" автора BJ Follensbee. Но ее, конечно, в открытом доступе в Интернете нету. Но в настоящий момент все более или менее сходятся на такой версии: сначала Рембрандт нарисовал брата держащим очки в руках, но после того, как портрет был завершен, родственники и друзья сошлись на том, что Рубенс, который с очками не расставался, на портрете вышел непохожим на себя. Поэтому Рембрандт пририсовал ему еще одну пару на носу, а те, что в руках, оставил.
Portrait of Rubens Peale by Rembrandt Peale (1834)