Вот Tricky. Известно, что музыкант он великий. Как видим, надел он рога, а с ними любая картинка для нас дорога.

Так вот, подумалось, что (очень тяжело подобрать правильный эпитет) искусствомерные черти, Мефистофели и прочие сатанята, которых не стыдно и в поэме описать, и в картине запечатлеть, европеоидной расы. Причины, наверное, очевидны, если ты культуролог, а обыватели вроде меня могут лишь догадываться (понадобится несколько дней, чтобы облечь слова в правильную форму, пока в голову приходит лишь заумь типа "дихотомия Свой — Чужой").
Иными словами, очеловеченный (и потому эстетизированный, и потому нестрашный) образ Зла у нас в любом случае оказывается вписан в категориально-понятийный аппарат европейца.
А вот если с рогами щеголяют темнокожие дьяволы или, чего доброго, азиаты — это уже столкновение с иррациональным. А столкновение с иррациональным практически всегда означает ужас.
То есть выходит, что в соцсети мы постим портреты светлокожих бесов на коньках, а придет за нами в случае чего рогатый 50Cent в шубе. И мне нравится эта идея.

Так вот, подумалось, что (очень тяжело подобрать правильный эпитет) искусствомерные черти, Мефистофели и прочие сатанята, которых не стыдно и в поэме описать, и в картине запечатлеть, европеоидной расы. Причины, наверное, очевидны, если ты культуролог, а обыватели вроде меня могут лишь догадываться (понадобится несколько дней, чтобы облечь слова в правильную форму, пока в голову приходит лишь заумь типа "дихотомия Свой — Чужой").
Иными словами, очеловеченный (и потому эстетизированный, и потому нестрашный) образ Зла у нас в любом случае оказывается вписан в категориально-понятийный аппарат европейца.
А вот если с рогами щеголяют темнокожие дьяволы или, чего доброго, азиаты — это уже столкновение с иррациональным. А столкновение с иррациональным практически всегда означает ужас.
То есть выходит, что в соцсети мы постим портреты светлокожих бесов на коньках, а придет за нами в случае чего рогатый 50Cent в шубе. И мне нравится эта идея.
2. Что касается мелких и неглавных чертенят и бесов, то они в изобразительном искусстве навскидку представляются мне черными либо красными (причем больше красными, да красными и банально проще, попробуй нарисовать объемный черный предмет). Т.е. с принадлежностью к европейской расе у них тоже не все в порядке.
3. Когда у нас колониальные империи начинают развиваться? Плохо так чудовищно знать историю. Но примерно так: в литературе 18-19 веков сколько раз проскакивает "чернокожие", "желтолицые", "краснорожие" "дьяволы". Т.е. воспринимали, разумеется, как нечто инфернальное и хтоническое людей другой расы, но в образе сатаны изображать избегали, а почему?
4. А потому что сатана существо все-таки чрезвычайно культурное, умное и могущественное, и до определенного момента европейцу, конечно, претит сама мысль о том, что такой лапонька - и вдруг негр. Существо второго сорта - и вдруг наш прекрасный и любимый дьявол. Не, такому не бывать.
5. Ну а потом наступила политкорректность, и изображение негров и китайцев в этой роли стало маловероятным по совсем другим причинам)))
6. Ну и кроме всего прочего, это же тот, который живет в каждом из нас. Как видим самих себя, так его и изображаем.
На этом мои пять копеек закончились))))))))))
У них и с антропоморфностью не все в порядке, вообще-то.
А я клонила-клонила, да, видимо, не выклонила к идее того, что европеоидный черт более эстетичен и менее правдоподобен, нежели вон тот, который на картинке. Если, конечно, мы все признаем, что черт — это враг рода человеческого. Впечатление от вон-того-который более фундаментальное. Скажем так, Витольд напуган.