
СпойлерыДраматург и режиссер Тома написал пьесу по мотивам "Венеры в мехах" Захер-Мазоха и теперь занят поисками актрисы на главную роль. Целый день прошел за прослушиваниями, но та, единственная, так и не появилась. Вечером, когда он уже собирается уходить из театра, в зал врывается Ванда. Я хотела бы написать "прекрасная Ванда". Но на самом деле Ванда - мокрая курица со сломанным каблуком, грубоватая, быдловатая тетка лет сорока, не расстающаяся с жевательной резинкой ("Жвачка помогает мне думать" - "Напрасная трата жвачки", но это уже из другой оперы). Ей удается уговорить Тома устроить ей прослушивание, и тут начинается самое интересное.
Колхозноватая тетка превращается в женщину из его самых потаенных грез.

Итак, у Тома появляется шанс прожить свою собственную пьесу наяву, с самой что ни на есть настоящей, подлинной Вандой (актрису, по стечению обстоятельств, зовут так же, как героиню пьесы). Любопытно наблюдать за тем, как они перевоплощаются в своих героев; насколько сильно погружаются в вымышленную реальность (насколько вообще реально то, что происходит между ними?) И это, из "Фотоувеличения": сознание определяет бытие, воображаемая ложечка реально позвякивает в воображаемой чашке. Старый вязаный шарф становится роскошными мехами. Ванда, женщина импульсивная, то и дело выходит из образа культурной и сдержанной Ванды фон Дунаев и становится разбитной и крикливой просто Вандой, доводя Тома до отчаяния. Как может в такой поверхностной актрисе уместиться такой глубокий (и притягательный) персонаж? Вопрос-то хороший)) До какой степени актеры являются теми людьми, которых они играют?
И кроме того, кто такая вообще эта Ванда? Откуда у нее полный текст пьесы, которую она знает наизусть? Откуда эта сумка Мери Поппинс, из которой она достает весь необходимый реквизит для их пьесы, включая антикварную одежду середины 19 века?
Я весь фильм смотрела через призму "Вакханок" Еврипида, упомянутых в самом начале. Для меня Ванда и есть Венера, которая спустилась к взывавшему к ней смертному, воплотила в жизнь его мечты, причастила своих таинств и, наконец, разрушила его жизнь. Как Дионис в "Вакханках", она мстит герою за святотатство, за самонадеянный вызов богам (Тома в своей пьесе меняет события книги не в пользу Венеры-Ванды). В "Вакханках" царь Пенфей, переодевшись в женское платье по совету Диониса, тайно проникает на празднество вакханок, которые разрывают его на куски. Фишка в том, что Пенфей таким образом сам становится как бы воплощением Диониса, тоже в свое время кем-то как-то растерзанного (и мне лень читать сейчас мифологический словарь))) Все то же самое в христианстве: чтобы приблизиться к божеству, нужно пережить муки и, желательно, смерть этого божества. Только древние греки были последовательнее, и в качестве палачей у них выступали служители этого самого культа, а не "неверные". Одним словом, бог одной рукой казнит, а другой награждает своих избранных поклонников. То же происходит и с Тома в конце пьесы. Хорошо еще, что он остался жив) Но эту ночь он не забудет никогда...
Странно, что у меня получилось в течение недели посмотреть "Сон в летнюю ночь", где речь идет о вмешательстве сверхъестественных сил в жизнь людей; "Орфея" (Орфей ведь очень сильно связан с культом Диониса), и вот теперь этот фильм.