Фильм начинается с того, что доктор Маркэвей, исследователь паранормальных явлений, собирает небольшую команду людей, чтобы провести 2 недели в Доме на холме, населенном, по слухам, разнообразными привидениями
, пить вино, предаваться разврату. Особняк этот может похвастаться не столько кровавой, сколько печальной историей его обитателей и вот уже много лет необитаем. Заселившись в дом, наши герои с должной мерой ужаса и скептицизма переживают опыт общения с потусторонним, пока мистика не отходит на второй план перед более реальными проблемами.
Руководитель экспедиции в глубь сверхъестественного, доктор Маркэвей. Из-за своего джентльменского поведения вечно обречен быть жертвой женских привязанностей.
Племянник хозяйки дома, Люк Сандерсон, алчный и глупый юнец.
Экстрасенс Теодора, лесбиянка и просто очаровательная женщина. Появление такого персонажа в фильме 63-го года меня приятно удивило. Забавно то, что в экранизации 1999 года Теодора изображена бисексуалкой, чье влечение к женщинам объясняется скорее повышенным сексуальным аппетитом и общей развращенностью, нежели ориентацией. Вот так на исходе девяностых сценаристы оказались более отсталыми, чем их собратья из прошлого))
Сцена, где Теодора (отличный экстрасенс) играет в карты с Люком (не менее превосходным шулером), - одна из самых забавных в фильме)
Однако центральная фигура фильма - это Элеанора. Маленькая беззащитная Элеанора, которой пришлось украсть машину у сестры, чтобы добраться до Дома на холме. Нищая Элеанора, все имущество которой умещается в чемоданчике, который она привезла с собой.
И вот, на фоне всех этих призрачных завываний в каминах, жутких теней в бархатных шторах, шагов к отдаленных коридорах, постепенно, из обрывков фраз, из воспоминаний и страхов Элеанор, вырисовывается другая история, куда более страшная. Ни работы, ни друзей, ни личной жизни. Одиннадцать лет она пробыла сиделкой для прикованной к постели матери, одиннадцать лет была рабой капризов и придирок старой женщины. И кого может испугать потусторонний стук в дверь? Да любого, кроме Элеанор, которая в любое время дня и ночи бежала на стук матери в стену, исполнять очередную фантазию, выслушивать очередной попрек маразматичной старухи. О, теперь ее не напугаешь никаким стуком! А теперь? Мать умерла, и Элеанор осталась без дома, и вынуждена ютиться на диванчике в гостиной сестры. За стенами Дома на холме у Элеанор нет ничего, к чему стоило бы возвращаться. А его мертвые обитатели - не ближе ли они ей, чем живые? С ними у нее так много общего: и с маленькой Абигайль, выросшей в страхе перед религиозным до фанатизма отцом; и с той сиделкой, которая невольно ускорила смерть своей хозяйки, и с мистером Крейном, кажется, убившим кого-то из своей родни... Разве сама она не убийца? Разумеется, никто не обвинит ее в том, что однажды, всего однажды она не откликнулась на зов больной матери. Никто не обвинит, но никто и не убедит ее в том, что она невиновна.
Больше всего меня потрясла одна маленькая сцена. После первой ночи, когда духи разбушевались не на шутку, Маркэвей принимает решение спать по двое в одной комнате. Разумный, казалось бы, вывод, но каково возмущение Элеанор! В ее комнату, в ЕЁ маленькую уютную комнатку подселят кого-то еще! Когда она так мечтала о том, чтобы иметь собственный уголок!
И постепенно приходит осознание того, что ей совершенно нечего делать среди этих благополучных, обеспеченных, нормальных людей. Она чужая среди них, сколько бы усилий они все ни прикладывали, чтобы доказать обратное. Никто не возьмет ее под свое крыло и не увезет из этого дома с особняк с каменными львами у крыльца, о котором она столько мечтала. Нравится ей это или нет, но единственное убежище, которое ждет ее, - это Дом на холме. А значит, нужно приложить все силы, чтобы остаться здесь навсегда...
Фильм задумывался не в последнюю очередь как история прогрессирующего помешательства главной героини, но мне она кажется вполне нормальной. Ненормальны лишь обстоятельства, сложившиеся вокруг нее. Но впервые в жизни она смогла бросить им достойный вызов и настоять на собственном Я.
***
Симптоматичны изменения, которые претерпела оригинальная история в экранизации 1999 года. Там Элеанор жертвует собой, чтобы остаться в доме вместе с духами убитых детей и защищать их от призрака ужасного мистера Крейна - что-то в этом роде. Альтруизм и самопожертвование, конечно, вещи хорошие, но мне значительно больше понравилась история женщины, которая всего-то и хотела, что самостоятельности, свободы и собственной комнаты с кроватью под балдахином.
Прекрасное, прекрасное кино.